Александр Высоцкий

04.12.2020

Как сохранить и укрепить позиции собственника компании? Или функции владельца-идеолога.

Что необходимо предпринять, чтобы влияние наёмного менеджера не вредило собственнику? Кто должен отвечать за идеологию бизнеса? Каким образом распределить обязанности между собственником и наемным руководителем?
Об этом размышляет Александр Высоцкий из Москвы,
основатель VisotskyConsulting.

 

Когда собственник передает оперативное управление компанией наёмному руководителю, возникает угроза ослабления или даже потери власти. Чтобы этого избежать, необходимо чётко разграничить функции и зоны ответственности каждого из них.

 

Однажды ко мне обратился владелец бизнеса, который ранее удачно нанял директора. За пять лет тот сформировал сильную команду, развил компанию, а владелец регулярно получал свои дивиденды. В какой-то момент владелец обнаружил возможность сделать значительный рывок в развитии своего бизнеса, но, пытаясь реализовать эту идею, столкнулся с тем, что не может повлиять на руководство компании. Фактически, за это время он утратил власть.

 

Проведя несколько интервью с руководителями данной компании, я пришёл к выводу, что в данном случае владельцу уже лучше оставить всё как есть. Ведь в противном случае ему пришлось бы отстранять директора и самых компетентных руководителей. Это однозначно привело бы к ощутимым потерям для бизнеса и владельца. Просто за прошедшие пять лет директор – талантливый и умелый руководитель – взял в свои руки власть, а владелец эту власть потерял.

 

Чтобы не попасть в подобную ситуацию, владелец бизнеса должен понимать, что ему не стоит отдавать функции идеолога в руки наёмного руководителя. Единственный разумный способ заключается в том, чтобы самому хорошо выполнять эту работу. А от директора требовать выполнения его работы – управления компанией таким образом, чтобы она следовала целям, поставленным идеологом.

 

Функции владельца-идеолога

К функциям владельца-идеолога относится:

  1. Формирование миссии компании (идеологических целей и замыслов деятельности).
  2. Одобрение всей фундаментальной политики компании (регламенты, принципы, кодексы, основополагающие инструкции и т.д.).
  3. Формирование стратегических планов и контроль их реализации.

Первый пункт включает не только формулирование, а и постоянное продвижение этих ценностей среди сотрудников компании. Чем дальше владелец бизнеса от рядовых сотрудников, тем более качественной должна быть такая коммуникация. О миссии, идеологии компании сотрудники должны узнавать непосредственно от владельца, эту функцию никогда нельзя передавать руководителям.

Вообще-то само по себе формирование идеологии находится в некотором противоречии с оперативным управлением. Выполняя функцию идеолога, владелец вдохновляет сотрудников, наполняет смыслом их деятельность. А директор компании должен требовать, контролировать и добиваться. Эти две функции плохо сочетаются между собой.

 

Второй пункт необходим, чтобы любые регламенты и политики, которые применяются в компании, во-первых, полностью соответствовали идеологии, а во вторых – исходили от владельца, укрепляя, таким образом, его влияние. Не имеет значения, кто разработал политику – директор или кто-то из руководителей, в любом случае она издается от имени владельца и обязательна для исполнения всех без исключения сотрудников.

 

Третий момент – владелец должен оставить за собой формирование стратегических планов. Речь идет не о планах по развитию отдельных подразделений, а о планах, которые охватывают всю компанию и выводят её на новый уровень.

Это не означает, что владелец должен разрабатывать такие планы собственноручно. Он может и должен привлекать руководителей или даже сторонних экспертов. Но это должны быть его стратегические планы, а затем он поручает директору разработку проектов по их реализации. Таким образом, владелец имеет и власть, и контроль, так как регулярно проверяет выполнение проектов.

 

Главная идея, которую следует понять – вы укрепляете власть над людьми, когда добиваетесь того, чтобы они реализовали ваши идеи. Каждый раз, когда вы достигаете успеха в этом, это прибавляет «очки власти». Если же вы терпите поражение, это уменьшает «очки власти». В этом нет ничего загадочного: добейтесь, чтобы люди выполнили вашу волю – и ваша власть над ними укрепится; допустите неисполнение– и она ослабнет.

Фото из личного архива А. Высоцкого

Наши партнеры


СМИ - "Своя Позиция"
интернет-журнал для предпринимателей, малого бизнеса, самозанятых. Помощь в решении практических задач. Освещение деятельности арбитражных судов. Разрешение конфликтов.
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-78101 от 27 марта 2020г, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
Наименование (название) средства массовой информации: Своя Позиция
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны
Язык(и): русский
Номер телефона: +7 (495) 822-72-12, Почта:mail@sppress.ru
Доменное имя сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет": свояпозиция.рф / (xn--b1akda1aagn5c3eg.xn--p1ai)
Примерная тематика и (или) специализация: Информационная, общественная
Форма периодического распространения: сетевое издание
Главный редактор: Федоров Александр Владимирович
Возрастные ограничения: 18+

*мнения авторов могут не совпадать с мнением редакции
Политика конфиденциальности