Лидеры

15.03.2020

Отличайте эксклюзив от ширпотреба


Deprecated: Функция wp_make_content_images_responsive с версии 5.5.0 считается устаревшей! Используйте wp_filter_content_tags(). in /home/p/peredsudom/wordpress_guos7/public_html/wp-includes/functions.php on line 6031

Рынок ручной работы завоёвывается уникальным товаром

В последнее время во всём мире вещи ручной работы ценятся больше, чем те, что штампуют машины и роботы. В этих товарах действительно есть частичка души и это не просто слова. Как хобби превратить в бизнес, где лучше продвигать свои работы и как стать одним из ярких представителей мастеров-ремесленников Башкирии рассказывает Раиля Багаутдинова – виртуоз бисерной бижутерии.

      Грех не творить!

Родилась наша героиня в большой семье: шесть сестёр и брат. Не только вели хозяйство, выращивали урожай, смотрели за скотиной, работали на свекольных участках, но и учились хорошо, посещали кружки, в школе вели общественную работу. Активное детство и выработало в ней неуёмную тягу к деятельности.

Во время жуткого дефицита юная Раиля щеголяла в обновках, а шила и перешивала из старых вещей. Голь на выдумки хитра: полёт фантазии и стремление к прекрасному передались ей от мамы, она обшивала всю деревню. Сидя в декрете, работала вышивальщицей орнаментов на блузках, салфетках, именных изделиях. Но развал СССР оставили предприятие без заказов, а её и коллег без работы.

Дети выросли, Раиля Минигалимовна вышла на пенсию, а в магазинах появилось столько товаров для рукоделия, что грех не творить! Освоив интернет, она просмотрела мастер-классы и занялась бисерной бижутерией.

- В ней много разных техник, - признаётся она. - Владею уичольским, кирпичным, мозаичным плетением, вяжу крючком, ещё вышиваю вручную и на машинке.

Так, постепенно, она стала «обрастать» изделиями, задумалась о продажах. Её дочь тоже занимается рукоделием, к тому же специалист по рекламе, помогла создать странички в соцсетях. Научила делать красивые фотографии, составлять к ним тексты, отсюда появился опыт реализации через интернет, чуть позже на неё вышли сразу несколько магазинов сувениров. Так продажи начали покрывать хотя бы себестоимость работ, потом стала и маржу получать.
Сейчас её изделия разбирает прекрасная половина в возрасте от пяти до 90 лет. Заколки, кулоны, ожерелья, браслеты, бусы разъехались по разным уголках России, а также Германии, Израиля, Казахстана, Канады, Прибалтики и Черногории.

 

Нет уважения к труду

- Из чего состоит цена изделия?
- Многим приходится экономить на всём, покупая дешёвое, как принято говорить - китайское. Но, даже имея финансы, некоторые не понимают разницу между штучным товаром, на которое затрачено колоссальное время, и пластиковым ширпотребом. Я же приобретаю только качественный бисер, с другим работать просто невозможно. На одно украшение его уходит до десяти пакетиков разного цвета стоимостью 300 рублей, плюс от 12-ти до 48 часов работы. Плюсуйте сюда цены на коробочки, визитки, дорожные расходы – львиная доля всех затрат.

У других мастеров своя специфика. К примеру, знакомая изготавливает подарочные мешочки из фетра с яркой фурнитурой всего за 50 рублей, но чтобы проделать дырочки для завязок из золотых нитей, ей пришлось купить специальное устройство за тысячу рублей. А те, кто шьёт и вяжет игрушки, наполняют их, заметьте, недешёвым холлофайбером. У кукольного мастера: хлопок для туловища импортный 1200 руб. за метр, одежда из дорогих материалов, обувь из кожи, волосы натуральные, краска для разрисовки, фурнитура… Себестоимость одной куклы порядка 1,5 тыс. рублей. А рядом на ярмарке стоит перекупщик ширпотреба с Дёмского рынка (находится в Уфе, товары в основном из Вьетнама и Китая – ред.) и бойко торгует им с наценкой в три раза!

- Но у покупателя всегда есть выбор…

- К сожалению, в Уфе не развита культура покупки ручных изделий. Народ просто не смыслит, что приобретает не вещь, а эксклюзив, и мастер вложил в неё всю душу. Возможно, виной тому отсутствие бесплатных детских кружков по рукоделию, выжиганию, чеканке и т.д. Людям с детства не привили уважение к труду, и они не понимают его ценности. Да и китайский ширпотреб сделал своё дело: зачем заказывать уникальную косметичку ручной работы, если подобное, но из сомнительных пахучих материалов, можно купить «Made in China»? Кстати, многие люди до сих пор не придают значения составу ткани, из которой сшита их одежда, что тогда говорить об аксессуарах?

- Можно подумать: к качеству товара ремесленников нельзя придраться?     

- Не скрою, бывает, что некоторые из них демпингуют цены, в основном новички. Мастер выставляет свои изделия за определённую цену, а через три стола от него продаётся то же самое, но из дешёвого и некачественного материала. Спустя месяц акрил скатается, швы поплывут, наполнитель вылезет, краситель перемажет одежду. И покупатель заречётся. Лучше сначала набить руку, а не бежать сразу торговать, если даже подруги хвалят. Этот рынок нужно завоевать качественным товаром, а не низкими ценами.

 

Ярмарки ярмаркам рознь

- На каких площадках легче реализовать товар?

- Участвую на специализированных ярмарках в Казани, Екатеринбурге, Елабуге, Москве, Троицке, Пензе, Челябинске. Подобные площадки давно превратились в городские праздники, даже стали их неким брендом. Это – огромные павильоны с изделиями, выполненные в разных жанрах и техниках. Продажи там высокие, организаторам всё-таки удаётся привлечь ценителей ручной работы.

А на наших ярмарках торговля раз на раз не приходится: то пусто, то густо. Причём, цена изделий напрямую связана с ценой на участие мастера в них.

Коллега рассказывала, что много раз пыталась участвовать на городских праздниках, проводимой мэрией Уфы. Написала письмо. Там сначала кивали на глав районов, те – на отдел культуры, культура – на отдел торговли, торговля снова просила разрешение от мэра, и это круги ада были бесконечны.

- Но подобные ярмарки в Уфе же проводятся…

- К сожалению, ценник от коммерческих организаторов – 1,5-4 тыс. в день – для некоторых мастеров неподъёмен, поэтому они в них не участвуют. Оттого, видимо, устроителям редко удаётся создать атмосферу большого праздника, хотя там и диджей выступает, фотографы нанимаются и реклама мощная. Но не у всех коллег потом участие окупается. Да и попасть туда не просто, и требования странные: одни приветствуют шали, лапти и лозу, другие – только гламур. Одного мастера исключили из участия за то, что она отказалась завысить ценник на модную сейчас красную нить желаний.

У меня нет авто. Стол, стул, зонт от дождя, плюс около 25-ти килограммов изделий загружаю в такси – живу в Шакше (практически пригород Уфы – ред.), с таким грузом в общественном транспорте с пересадками не наездишься. Ладно, у меня одна большая сумка, а у некоторых коллег изделия объёмные: кукольные или пряничные домики, рождественские венки и т.д. Конечно, лучше с этим грузом ездить по Уфе, чем мотаться по другим регионам.

- Каждый мастер варится в собственном соку, или держитесь друг за друга?

- Год назад вошла в неофициальное сообщество «ЯРКАЯ МАРКА», его костяк состоит из 25-ти ремесленников. Среди нас есть не только представители Уфы, но и Бирска, Дюртюлей, Чишмов и даже Аши Челябинской области. Многие, познакомившись именно на ярмарках, дружат между собой. Отмечу, что как раз самые приемлемые цены на устраиваемых ярмарках у нашего организатора – 500 рублей, который также выискивает для нас участие на бесплатных площадках, в основном на проводимых администрацией города массовых мероприятиях, но таковых за весь год происходит всего 2-3 раза, холодное время не в счёт.
- Платят ли ремесленники налоги?

- Один из членов нашего сообщества держала в аренде маленький магазинчик в Черниковке (район Уфы – ред.), куда свои изделия на продажу сдавали около 15-ти коллег. Среди них матери-одиночки, из многодетных семей, безработные, в общем малоимущие. Но по новому закону предприниматель обязан был установить кассовый аппарат, отсюда – высокие наценки на товар. Магазин в итоге закрылся, и мастера лишились точки сбыта.
Заметьте, во многих регионах России мастера оплачивают небольшую фиксированную сумму за патент в год, поэтому не боятся никаких налоговых проверок и штрафов: всё чисто и прозрачно. Главное, честно. Считаем, что Федеральный закон о ремесленниках назрел давно, и хорошо, что он сейчас появился. Может, наши республиканские власти, обратив внимание на большую армию мастеров, что производят штучный товар или возрождают народные промыслы, оказали бы нам неоценимую услугу. Но пока у нас, у самозанятых, до сих пор остались много вопросов к нашему статусу.

Гюзель ИБРАГИМОВА
по материалу https://ufa.aif.ru/

ДОСЬЕ
Раиля Багаутдинова родилась 15 июля 1956 г. в д. Кузяково Аургазинского района Республики Башкортостан. Передовик производства, ветеран труда, пенсионер, проживает в Шакше. Представитель сообщества «ЯРКАЯ МАРКА». Есть дочь и внучка.

Фото из личного архива Р. Багаутдиновой и Г. Ибрагимовой

 

Наши партнеры


СМИ - "Своя Позиция"
интернет-журнал для предпринимателей, малого бизнеса, самозанятых. Помощь в решении практических задач. Освещение деятельности арбитражных судов. Разрешение конфликтов.
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-78101 от 27 марта 2020г, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
Наименование (название) средства массовой информации: Своя Позиция
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны
Язык(и): русский
Номер телефона: +7 (495) 822-72-12, Почта:mail@sppress.ru
Доменное имя сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет": свояпозиция.рф / (xn--b1akda1aagn5c3eg.xn--p1ai)
Примерная тематика и (или) специализация: Информационная, общественная
Форма периодического распространения: сетевое издание
Главный редактор: Федоров Александр Владимирович
Возрастные ограничения: 18+

*мнения авторов могут не совпадать с мнением редакции
Политика конфиденциальности