Вчера — наравне, сегодня – подчиненный
Как взаимодействовать с коллегами после повышения?
По своей сути, карьерный рост — горизонтальный или вертикальный — вещь естественная. От младшего специалиста к старшему, от junior developer к middle developer. В связи с этим ситуация, когда в компании освобождается или создаётся вакантное место руководителя, проще и логичнее найти на него человека из компании. Во-первых, специалист уже интегрирован в коллектив и знает всю «внутреннюю кухню», во-вторых, уже есть представление о его работе и понимание навыков без приукрас резюме. Один нюанс: а как же теперь общаться с теми, с кем вчера был на равных? Об этом читателям «Своей Позиции» рассказывает Александр БОЧКИН, генеральный директор ИТ-компании «Инфомаксимум» из Саранска, Республика Мордовия.
Фундамент «стратегических» рабочих взаимоотношений с новыми/старыми коллегами закладывается в первые недели пребывания на должности. Идёт знакомство с новыми обязанностями, привыкание к другому ритму работы, углубление в детали работы подразделения — перестройка от операционки к управленческим аспектом всегда проходит непросто. Сложно сразу ставить задачи в Jira, когда раньше их только получал. Поэтому очень важно изначально правильно поставить себя.
Основываясь на собственной практике и наблюдениях, я могу дать несколько советов:
Примите как данное. Как раньше уже не будет
Да, прозвучит резко, но «весовые категории» уже разные. Взаимодействовать с коллегами так, как раньше, — неформально и свободно — уже не получится. Запомните, вы — не друг, вы — руководитель.
Становитесь более формальным
Я рекомендую плавно менять стиль общения: быть более нейтральным, держать определённую дистанцию и ёмко доносить свою позицию. Будьте вежливым, обращайтесь к подчинённым неизменно уважительно и приветливо. Покажите, что вы — часть команды и будете делать всё на благо, хоть и в другом статусе. Людям важно понимать, что прежнее единство сохранится, несмотря на все перемены.
Избегайте «звёздной болезни»
Карьерная «корона» на голове до добра ещё никого не доводила. Заносчивое поведение, общение свысока, командный тон и постоянные вызовы «на ковёр» не принесут, во-первых, эффективности работе, а, во-вторых, вызовет вполне логичное недовольство в коллективе.
Никого не выделяйте
Ваша цель — сформировать или сохранить команду, каждый должен ощущать, что его труд ценится. Отказавшись от любых панибратских отношений, вы покажете сотрудникам, что относитесь ко всем одинаково.
Делайте акцент на сильных сторонах сотрудника
Вам не нужно знакомиться с командой, и это ваше преимущество. Вы знаете коллектив изнутри, к чему тяготеет тот или иной сотрудник, кто какой проект хотел бы реализовать, а кто боится и стесняется озвучить руководству ряд интересных идей. Поощряйте инициативы, поддерживайте, когда специалисты выдвигают какие-то предложения, даже если вы уверены, что они не будут реализованы. Людям важно быть услышанными. И это вполне может быть стать первой ступенью к укреплению вашего авторитета как руководителя.
Не изолируйтесь
«Я занят делом, идите к себе, вечером отчёт» — неправильная стратегия. Спорные моменты нужно обсуждать, вопросы задавать, успехи поощрять. Работаете не только вы. Заранее продумайте систему коммуникаций внутри вашего отдела или команды, рассмотрите вариант сбора на ежедневные пятиминутные летучки или еженедельные планерки. Помните, что некоторые вопросы лучше обсуждать в частном порядке.
Делегируйте полномочия
У руководителя, который только-только вышел из когорты линейных сотрудников, как правило, нет опыта делегирования задач. В начале все страдают тем, что пытаются объять необъятное — и текучку делать, и с клиентами круглосуточно общаться, и контролировать все процессы, и…. Силы закончатся очень скоро, а свет в тоннеле так и не появится. Кроме того, подчинённые могут задуматься — а есть ли смысл в их работе, если вы пытаетесь всё делать самостоятельно? Доверяете вы им или зазнались после назначения? Сначала люди будут присматриваться, потом недоверчиво коситься, а потом и вовсе недобро относиться.
Хвалите прилюдно, ругайте тет-а-тет
Действия сотрудников нуждаются в объективной оценке, поэтому вам придётся делать и первое, и второе. И если в отношении похвалы всё относительно понятно, то с критикой сложнее. Если что-то не выполнено, выполнено неправильно, выполнено не в срок и так далее, сказать об этом необходимо, но делать это нужно исключительно приватно.
Понятно, что идеального управленческого пути не существует, и ни один руководитель не обходится без своих «граблей», даже если будет начитан, подготовлен, «морально вооружен» и заранее знает людей, с кем будет работать. Однако максимально избежать возможных неприятных последствий помогут краткие рекомендации:
— Чётко формулируйте задачи, избегая двойственности восприятия;
— Чтобы не случилось, старайтесь действовать уверенно, корректно и хладнокровно;
— Всегда оставляйте фидбэк.
И самое главное — слушайте и слышьте людей не как друзей, а как тех, за чью работу вы в ответе.
Материал предоставлен Екатериной Гориной, ИТ-компания «Инфомаксимум»