Президент России Владимир Путин на днях распорядился о продлении сроков реализации нацпроектов на период до 2030 года. Объяснив это пандемией коронавируса и её последствиями. Но причины такого решения, согласно недавним выводам Счётной Палаты РФ и многих других экспертов, кроются также в недостаточном госфинансировании этих проектов, в недостаточном государственном контроле как за их реализацией, так и за использованием средств, выделяемых на те же проекты.
Они были обозначены президентом РФ более двух лет назад и подразумевали «вливание» в их реализацию 25,7 трлн. рублей до 2024 года. Но ситуация с панедмией, усугубляемая вышеупомянутыми факторами и, вдобавок, резким падением мировых цен на нефть, вынуждает — по крайней мере, в нынешней ситуации — фактически затормозить реализацию этих проектов. Тем более, что растущая, хотя и без того высокая зависимость госбюджета РФ от «нефтедолларов» едва ли позволяет полномасштабно реализовывать долгосрочные производственные, инфраструктурные, социальные проекты: это, пожалуй, первичный фактор проблемности их осуществления. Потому в практическом измерении они пока остаются, в основном, на уровне лозунгов средне- и долгосрочной перспективы.
Кроме того, реализация нацпроектов поныне слабо увязана с вовлечением в неё малого и среднего бизнеса, как и с развитием конкретных отраслей, специализирующихся на материально-техническом, инфраструктурном, в том числе логистическом обеспечении задач, поставленных в тех же проектах. Что неоднократно отмечалось на правительственных совещаниях с участием первых лиц страны, по нацпроектам. Резонно, в этой связи, предположить, что эти межотраслевые и другие вышеупомянутые «изъяны» будут в ближайшие годы устраняться или, по крайней мере, минимизированы. И будут приняты реальные меры для укрепления платежеспособности рубля, то есть по уменьшению его зависимости от «нефтяных» виражей. Иначе реализацию нацпроектов придётся снова переносить — уже за «горизонты» 2030 года?