Защитник, как швейцарский нож — интервью с адвокатом Михаилом Кириенко
«Своя Позиция» продолжает серию интервью с самыми востребованными в настоящее время специалистами. К ним мы относим мастеров разрешения долговых споров, криминальных адвокатов и арбитражных управляющих.
Сегодня интервью с Михаилом Кириенко, криминальным адвокатом с Урала.
Опишите пожалуйста все основные актуальные должности и регалии, а так же укажите АП в которой состоите.
Состою в Адвокатской палате Челябинской области. Член Квалификационной комиссии и Научно-консультативного совета Адвокатской палаты Челябинской области, Зам. председателя Союза молодых адвокатов России, Председатель совета молодых адвокатов Адвокатской палаты Челябинской области. Доцент кафедры уголовного права, криминологии и уголовно-исполнительного права Юридического института ФГАОУ ВО «Южно-Уральского государственного университета (национального исследовательского университета)». Адвокат-партнер АБ КРП, руководитель уголовной практики, канд. юрид. наук
Как Вы стали юристом и как пришли к тому, чтобы сдать экзамен на адвоката?
Интерес к праву был еще со школы, поэтому выбор был очевиден. Успешно сдал вступительные экзамены в Российскую академию правосудия (на тот момент, ныне Российский государственный университет правосудия), который закончил с отличием в 2009 году.
Сейчас даже не знаю как, но подался в науку, поступил в аспирантуру, устроился преподавать в свою альма-матер и в Южно-Уральский государственный университет. Одновременно, начиная с ситуаций «ты же юрист помоги», начал оказывать правовую помощь, получать первый опыт судебного представительства. И в 25 лет сдал экзамен на адвоката, к чему во многом меня подвигли мои коллеги, действующие адвокаты, которых по настоящее время считаю своими наставниками и вижу в них пример.
Расскажите про самый интересный или необычный запрос по уголовному праву, который был в Вашей практике?
Вопрос меня озадачил. Могу ответить и это покажется банально, но каждое дело интересное, тут смысл в акцентах. Одно из наиболее интересных дел, в рамках которого мне пришлось представлять интересы супруги погибшего обвиняемого, который при отсутствии на то причин, был обнаружен повешенным в своем доме сразу после изменения меры пресечения на более мягкую. В деле было много специфических следственных действий, так как возбуждено дело по доведению до самоубийства и, соответственно, рассматривалась версия инсценировки. Дважды была эксгумация, были следственные эксперименты с попыткой «повесить следователя», проверялись версии в рамках следственного эксперимента можно ли человеку с 45 размером ноги надеть тапочки 37 и взобраться на стремянку. Дело до сих пор осталось возбужденным в отношении неустановленных лиц. Всех нюансов, увы, сказать не могу, но до сих пор считаю, что потерпевший не мог сам лишить себя жизни, при том, что находясь в петле он стоял на ногах, и на нем обнаружены ДНК неустановленных лиц.
Что Вам ближе — работа на следствии или защита в суде. А может Вам больше нравится представлять потерпевших. Обоснуйте свой выбор, пожалуйста.
Каждая стадия тактически очень разная, и в них есть свой кайф, но главный из них это найти те небольшие моменты, когда есть состязательность, когда есть толика объективности в оценки действий адвоката. Наименее комфортно работать с потерпевшими.
Назовите адвокатов, за публикациями которых Вы наблюдаете?
Я с огромным удовольствием слежу за деятельностью и публикациями Вадима Владимировича Клювганта, для меня это пример глубины и остроты мысли, да и его видение многих правовых и социальных проблем мне откликается. Относительно примера защитников я начал все чаще замечать, что для меня это некий собирательный образ. Я часто пересекаюсь с коллегами на следствии и в суде, по ряду дел оказываем помощь единой командой и в каждом коллеге я нахожу черты и подход который мне интересен. Когда я вижу, как опытные адвокаты горят своей деятельностью, с каким рвением и креативом они подходят к защите, трендовые мысли о выгорании уходят на второй план.
Какие черты характера наиболее важны для адвоката по уголовным делам?
Адвокат — это солянка антагонистических черт. Сдержанность и одновременный напор, креативность и консерватизм.
Кому, на Ваш взгляд, легче защищать подзащитных — мужчине или женщине?
Защитник — создание бесполое.
Публикуетесь ли Вы сами в юридических изданиях?
Да, в связи с научной деятельностью – периодически, спрашивают комментарии в Адвокатской газете. Вестник ЮУрГУ, журнал «Адвокат», сборники различных научно-практических конференций.
Какое уголовное дело Вы считаете самым значимым за 2021 или ближайшие годы? и почему?
Слежу за делами в отношении адвокатов, так как для меня это маркер деградации права и гражданского общества, когда прямое следование обязанности защищать крайне неудобно государству и защитники становятся подзащитными.
Назовите несколько важных для криминального адвоката книг, пособий, которые стоит иметь каждому специалисту?
Книгу «Вопросы уголовного судопроизводства в решениях Конституционного суда Российской Федерации», «О преступлениях и наказаниях» Чезаре Беккариа.
Можете ли Вы рекомендовать художественные книги или фильмы, в которых описываются актуальные аспекты для современной работы адвоката?
Всегда советую студентам посмотреть фильм «Судья» 2014 года и «Шпионский мост».
Ваш девиз?
Больше думаешь, больше получается
Ваша самая характерная черта?
Упорство
Ваше любимое занятие?
Спорт, лицезреть и участвовать.
Где бы Вам хотелось жить?
Скандинавия.
Когда последний раз Вы были в театре?
Стыдно сказать, но года два назад. Раньше был чаще, пока же главный проект дочка.
Провел интервью Александр Федоров
Фото из личного архива Михаила Кириенко