Как выездные налоговые проверки влияют на проверяемый бизнес?
Счетная палата присмотрелась к тому, как выездные налоговые проверки влияют на проверяемый бизнес.
Доначисления не анализировали, просто посмотрели, как меняется входящий денежный поток в ходе проверки и в ближайшие годы после нее. Вывод предсказуемый: когда компанию начинают проверять, в выручке она теряет. И сотрудников отвлекают на подготовку документов по запросам ФНС, и контрагенты, от греха подальше, стараются не переводить деньги на ее счета.
Но вопрос в другом. Как свести к минимуму негативный эффект от проверок? Я имею в виду не доначисление налогов вообще (в конце концов, налоговая служба для того и существует, чтобы следить за порядком), а именно ущерб для бизнеса, вызванный чрезмерными аппетитами фискалов. Раз уж инспекторы посетили компанию и нарушили обычный режим ее работы, так пусть хотя бы игра будет честной.
Разрабатываем кое-какие предложения на этот счет.
1) Закрепить в Налоговом кодексе правила налоговой реконструкции (то есть необходимость при расчете недоимки учитывать все документально подтвержденные и экономически обоснованные доходы и расходы налогоплательщика). Сейчас она прописана в письмах ФНС и применяется не так часто.
2) Установить в НК формальные критерии дробления бизнеса. И закрепить запрет налоговым органам, при доказывании факта дробления, ограничиваться формальным перечислением признаков необоснованной (на их взгляд) налоговой выгоды, без анализа хозяйственной деятельности налогоплательщика.
3) Перестать использовать данные АСК НДС-2 в качестве аксиомы, не требующей доказательств. Автоматический программный комплекс выдает сигналы о нарушениях, но их факты должны подтверждаться документально. Система очень хорошая, но любая система может давать сбои.
4) Уведомление о переходе на УСН сделать автоматическим. Когда плательщик уплачивает налог УСН или предоставляет по нему отчетность – это уже переход. Сейчас, если забыли отправить уведомление, операции блокируются.
5) Закрепить в НК недопустимость доказательств, полученных с нарушением положений НК.
6) Признать существенное нарушение сроков проверки грубым нарушением, которое ведет к отмене результатов проверки.
7) Утвердить нормативный правовой акт о порядке проведения предпроверочного анализа.
Доработаем идеи с экспертным сообществом и направим в правительство.
Телеграм канал Борис Титов