НДС: «поблажки» не будет…
Везде налоги снижают, а в России…
Министерство финансов России не поддержало предложение представителей легпрома о снижении для производителей одежды и обуви ставки НДС до 10%
В ответ на соответствующее письмо № 03-07-14/92151 от 22.10.2020, представители министерства заявили, что, в случае установления пониженной ставки НДС для предприятий лёгкой промышленности может возникнуть отрицательная разница между суммами НДС, исчисленными этими предприятиями при реализации товаров, и суммами налога, предъявленными этим предприятиям, которая подлежит возмещению из федерального бюджета. Данное возмещение по существу будет являться субсидированием предприятий лёгкой промышленности из федерального бюджета, что приведёт к потерям доходов федерального бюджета.
Кроме того, принятие решения об установлении пониженной ставки налога на добавленную стоимость для предприятий лёгкой промышленности создаст прецедент для постановки аналогичных вопросов предприятиями других отраслей, уплачивающих в настоящее время НДС по ставке в 20%, что, в конечном итоге, приведёт к потерям доходов федерального бюджета.
Также, учитывая, что НДС является важнейшим источником доходов федерального бюджета, уменьшение поступлений этого налога, по мнению минфина РФ, может привести к ограничению возможностей финансирования расходных обязательств государства, в том числе в социальной сфере.
В связи с изложенным, а также принимая во внимание дефицит федерального бюджета в сложившихся обстоятельствах в 2020 году, предложение по снижению ставки НДС для предприятий лёгкой промышленности Минфин не поддерживает. Подробности на сайте Союзлегпром
Введение 20%-ной ставки НДС в 2018 г. (вместо 18%-ной) официально объяснялось теми же фискально-бюджетными причинами. Теперь повторяется та же аргументация. При том, что данная ставка, особенно при сохраняющемся падении платёжеспособного потребительского спроса и при фактической девальвации рубля, снижает рентабельность отрасли. И, соответственно, конкурентоспособность её продукции на внутреннем рынке.
В ответе минфина упоминается также «нежелательность» субсидирования легпрома, что, скорее всего, обусловлено обязательствами РФ перед ВТО.
Как отмечает президент СОЮЗЛЕГПРОМа Андрей Разбродин:
— Во многих других странах снижают НДС для повышения конкурентоспособности своих производителей: например, в КНР этот налог ещё в середине 2010-х понизили до 13%. Но в России наблюдается обратная ситуация: НДС, и без того высокий, был повышен до 20%, и лишь на детскую одежду он сохраняется в 10%. Такая ситуация сдерживает производство высококачественной легальной продукции для всех остальных категорий потребителей. Что, на мой взгляд, особенно ущербно для малого бизнеса. В свою очередь, такая ситуация стимулирует производство, ввоз и сбыт контрафактной и других видов сфальсифицированной продукции — дешёвой, но зачастую опасной для здоровья потребителей.
Между тем, во многих странах, ввиду пандемии коронавируса и её социально-экономических последствий, снижены или даже вообще ликвидированы на длительные сроки НДС и/или большинство других налогов на бизнес и производство. Не говоря уже о том, что ставки НДС в тех же странах изначально ниже, чем в РФ.
Дополнительную нагрузку к НДС создаёт обязательная маркировка продукции. Поскольку маркировочная система не только не отработана по всем её компонентам, но и привносит новую статью расходов для производителей и ритейла. При этом предложения предприятий о государственном софинансировании маркировки — процессы такого рода финансируются с участием государства во многих странах — остаются без положительного решения.
Видимо, реальная ситуация с наполнением российского госбюджета, обусловленная «западными» санкциями и низкими мировыми ценами на нефтегазовое сырье, вынуждает руководствоваться сугубо фискальными факторами в налоговой политике», — отметил Андрей Валентинович.
Алексей Алексеев