«Маркировка продукции: плюсы и минусы»
В 2023 году в России продолжается обязательная маркировка одежды и товаров легкой промышленности. Андрей Разбродин, президент Российского союза предпринимателей текстильной и легкой промышленности, комментирует этот процесс.
Если говорить о государственной маркировке, то она, безусловно, решает многие важные вопросы, но только при условии, если все этапы ее функционирования проработаны. Так, государственная маркировка решает вопросы улучшения учета продукции на рынке, оборота качественной продукции, эффективности уплаты налогов. А также уменьшает долю «черного» и «серого» рынков, сводя их к минимальным цифрам.
По различным оценкам, в России доля теневого товарооборота, в зависимости от отрасли, составляет от 10% до 40%.
На сегодняшний день пока нет технической возможности посредством системы маркировки определить качественные характеристики товара и историю его происхождения. Важно, чтобы люди могли выбирать продукцию с помощью маркировки, считывая ее телефоном, причем не только с точки зрения цены, но и по принципу качества. Среднестатистическому человеку трудно самостоятельно определить качество ткани на ощупь, ему необходимо где-то прочитать эту информацию.
Система маркировки должна решать вопросы стандартизации и сертификации, только в этом случае она может быть интересна и выгодна бизнесу. Чтобы система маркировки полностью заработала, необходимо реформирование в области сертификации и стандартизации, а также важно вернуться к разговору о неплоскостной маркировке — к системе RFID, которая является более совершенной и точной. Также важно отметить, что в текущих условиях достаточно сложно говорить о полностью рабочей системе при существовании двух взаимоисключающих вещей: параллельный импорт и обязательная маркировка товара.
Существующая система маркировки интересна и выгодна государству, но для предпринимателей она сегодня, скорее, затратна, поскольку не решает главную задачу бизнеса — выравнивание маржи.
Обязательная маркировка товара увеличит себестоимость изделий: дополнительной маржинальности новая процедура маркировки бизнесу не принесет, а в расходную часть попадет. С очень большой вероятностью, производители переложат возросшие издержки на покупателей, и цена товаров вырастет.