SHAMAN: эффект наблюдателя
В перенасыщенном российском медиапространстве, где повестка меняется быстрее, чем формируется внимание, журналист Юлия Лановая выбрала иной ритм — ритм наблюдения. В интервью Александру Федорову она рассказывает о проекте «Почему так?». Он начинался как серия разговоров о личных судьбах, но постепенно превратился в исследование общественных закономерностей.
Лановая интересуется не фактами, а причинами. Для неё история — это не рассказ о событии, а анализ того, почему оно произошло и почему продолжает повторяться. В документальном фильме «Эффект SHAMAN», созданном совместно с режиссером Алексеем Бочениным, она изучает не столько феномен артиста, сколько общество, которое в нем отражается. SHAMAN — не герой, а зеркало, в котором проступают противоречия современной России: вера и усталость, поиск смысла и стремление к ясности.
Для Лановой журналистика — не профессия, а способ национальной самодиагностики.

Юлия, ваш проект часто показывает людей, преодолевших, казалось бы, непреодолимое. Эти истории полны боли и отчаяния. Что вами движет?
Понимание, что прошлое – это фундамент настоящего. Мы не просто наблюдаем за историями, а исследуем их истоки. Как и почему человек оказался в этой точке сейчас. Важно не просто найти решение, а дойти до первоисточника проблемы. Это похоже на работу хорошего врача: чтобы реально вылечить болезнь, нужно понять ее причину. Когда родители пишут, что наша передача помогла им найти слова для разговора с детьми, я понимаю — мы движемся в правильном направлении.
Как вы пришли к этой работе? Ведь у вас была успешная карьера в бизнесе.
Это естественный путь. Спортивный менеджмент, MBA, руководящие должности дали мне системное мышление и уникальный круг общения с людьми, у которых многому можно научиться. Было бы несправедливо не использовать этот опыт для помощи другим. Особенно в эпоху клипового мышления, когда людям сложно видеть причинно-следственные связи и еще сложнее мотивировать взрослеющие поколение остановиться, задуматься, понять почему так, а не слепо верить всему, что пишут в сети.
В чем заключается ваш журналистский метод?
В глубоком наблюдении. Важно внимательно слушать и замечать детали, которые кажутся незначительными, но на самом деле определяют многое. Иногда утренний поцелуй может стать причиной разлада в семье. Ему он нужен, а ей неважен. Мелочь, но которая генерирует цепь событий, которая влияет на жизни многих: этих двоих, их детей, будущих партнеров, друзей. Моя задача — помочь героям сложить разрозненные фрагменты их жизни в целостную картину. Такой же подход мы использовали в фильме «Эффект SHAMAN» с режиссёром Алексеем Бочениным.
Почему для первого масштабного исследования вы выбрали SHAMAN?
SHAMAN стал тем зеркалом, в котором общество увидело свои противоречия. Мне было важно понять не столько самого артиста, сколько причины такой полярной реакции на его творчество. В отличие от других медиа, мы не занимали сторону — мы создали пространство для диалога. Поговорили с самим артистом, его окружением, людьми из прошлого и настоящего. Каждый повлиял.
В фильме используется ваш авторский метод «пар экспертных взглядов». Что это? Как он работает?
Я соединяю в диалоге не оппонентов, а специалистов из разных областей, но которые смотрят на вещи с одного угла. Когда музыковед говорит о художественных особенностях, а культуролог — о социальном контексте, мы получаем объемное видение. Такой подход не разделяет, а обогащает понимание.
Среди участников исследования:
• Историк Ангелина Дронова и социолог Степан Львов
• Общественный деятель Валерий Моргуновский и музыкальный критик Павел Рудченко
• Психолог Екатерина Южанина и специалист по коммуникациям Айнур Зиннатуллин
• Роман Карманов (Фонд культурных инициатив) и Алексей Гореславский (Институт развития интернета)
Как вам удаётся выстраивать доверие с героями эмоциональных историй?
Секрет в искренности. Я никогда не прихожу с готовыми выводами — только с вопросами. Мне неважно, каким будет ответ, важно, что ответ даст пищу для размышлений и зритель, возможно, сам найдет понимание «почему так?». Я не навязываю и даже не подталкиваю, задавая правильные вопросы я даю возможность наблюдать и видеть картину целиком, чтобы сделать правильные выводы.
Когда люди видят настоящий интерес, а не желание сделать сенсацию, они открываются. Те, кто пережил трудные времена, особенно чувствуют фальшь.
Почему вы выбираете длинные форматы в эпоху короткого контента?
Клиповое мышление не позволяет погрузиться в суть вещей. Я хочу дать зрителю возможность остановиться и задуматься. Наша работы — не развлечение, а инструмент для рефлексии. Аудитория устает от поверхностности и начинает искать смыслы. Настоящая журналистика не может быть быстрой — ей нужно время для глубины. Мы помогаем людям перестать быть объектом манипуляций, в том числе и извне, и начать критически мыслить. Способность самостоятельно мыслить, опираясь на факты и глубокий анализ, — это и есть база для любой традиционной ценности, будь то семья, труд или патриотизм.
Какой главный вопрос современное общество боится себе задать?
Мы избегаем вопроса: «Почему мы ищем внешние причины вместо того, чтобы признать значение усилий?» Признать, что успех — это результат работы, а не магия, значит принять ответственность за свою жизнь. Проще объяснять все внешними обстоятельствами, но это лишает нас возможности что-то изменить.
Мой проект — это попытка вернуть себе эту возможность.
Александр Федоров
Справка:
Юлия Лановая — журналист-исследователь, основатель социального проекта «Почему так?» и автор документального фильма «Эффект SHAMAN». Проект, созданный в 2024 году, занимается глубоким анализом социальных проблем и разбирает причины, как люди оказываются и почему они принимают те или иные решения в тупиковых ситуациях.

.jpg)